Стенд мое настроение


Уголок психологической разгрузки (настроения, эмоций) в детском саду: оформление, фото

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды — центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап — обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.

  1. Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер»), книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т.д.).
  2. Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
  3. Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
  4. Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — мягкая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).

    Стандартными для групп любого возраста являются мешочки настроения: в плохой можно высказать плохое, а из хорошего взять хорошее

  5. Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центра психологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.

Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение — таблица

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов
Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах — с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения — стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе — и самими детьми.

  1. Для создания стенда можно использовать лист фанеры, вырезанный под нужный размер и форму пространства. Если материалы крепить на него кнопками или двусторонним скотчем, что содержание можно часто обновлять.
  2. Хранить крупу, баночки, камешки и пр. удобно в ящичках небольшого комода.
  3. Каждую тару или коробку для материалов можно красиво оформить (наклейками, рисунками, фетровыми аппликациями, оракалом), не забыв подписать.

    Даже негативные эмоции на картинках должны быть смешными, а не злыми

  4. Картинки в настольных играх для долговечности стоит заламинировать.
  5. Мягкие материалы (подушки, игрушки, коврики) могут быть оформлены педагогом или родителями.

Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».
Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки
https://youtube.com/watch?v=7fL6e76VwUU
Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки
Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон — палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

Это интересно. В большинстве своём игры в уголке психологической разгрузки универсальны для любого возраста. Некоторые из эмоционально-развивающих забав носят характер традиционный характер. Например, использование «доски настроений» или «подушки-мирилки» для примирения ссорящихся.

Забавы с ниточкой учат малышей чувству товарищества: чуть сильнее натянул свой кусочек — сразу всем стало неудобно держать

Практическая деятельность в уголке

К этим видам активности относятся:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

Аппликации в виде ладошек или ножек можно разместить под тучкой, если настроение плохое, или под солнышком, если хорошее, а можно таким образом выразить оценку тех или иных действий сказочных персонажей

Отдельный вид работы — психологические тесты, которые проводит либо воспитатель, либо психолог ДОУ. Результаты этих исследований используются для выявления:

  • психических отставаний в развитии;
  • характера внутрисемейных отношений;
  • готовности ребёнка к школе;
  • уровня адекватности самооценки;
  • способности малыша трудиться в коллективе.

Это интересно. Среди самых известных методик диагностирования характерных черт личности ребёнка используются рисунки: «Мы дома», «Кактус» — для выявления особенностей семейных отношений, «Дом, дерево, человек» — для определения уровня самооценки, сложностей при адаптации в коллективе и др. Для получения наиболее объективных данных, тесты подкрепляются беседой с малышом по сюжету рисунка.

Уголок психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр. А педагог, используя ресурсы центра в методической практике, успешно вырабатывает индивидуальные образовательные маршруты для каждого малыша.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

melkie.net

Уголок настроения в группе и дома. Развиваем эмоциональную сферу ребенка. | Психологическое зеркало

Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Но существует множество средств развития эмоционального мира человека. Здесь представлены наиболее простые и доступные способы развития и формирования эмоционально мира ребенка.

Данный материал может использовать педагог-психолог для проведения консультации с педагогами по оснащению в группах «Уголка настроения». Или сами педагоги и родители, решившие уделить внимание развитию эмоционального мира детей.

Цель: расширение представлений педагогов о значении и способах организации уголка настроения в групповых комнатах.

Развивающая среда ДОУ  должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут (задачи):

 1. Преодолеть стресс поступления,

2.  Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

3. Будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

4. Развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Конкурс педагогических идей: придумать название такого уголка.

Чем же она отличается от обычной? Определенным зонированием, которое обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети. В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.

Один из вариантов зонирования и обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира:

1. «Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал:

• Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);

• Картотека игр-минуток «вхождения в день» («Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т.п.).

2. «Уголок достижений»

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. • «Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка-«ромашки» – фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

• «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

3. «Уголок гнева»

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

• «Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

• «Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

• «Подушка-колотушка», мешочек «Для крика», «Мостик дружбы», мягкие ткане-поролоновые молоточки, легкие шарики (вязаные помпоны) и т.д. 

• «Листок гнева» — напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.

Листок гнева

4. «Уголок уединения» (их должно быть несколько)

Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.

• Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

• Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

• Подушки — «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

• «Осьминожек-хранитель» с рюкзачками, изготовленными руками родителей для личных вещей детей;

• Альбом с семейными фотографиями воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

• Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т.д.;

• «Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.

5. «Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

• Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д.  В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен»,  красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

• Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

  • Плакат «Азбука эмоций» — представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).

6. «Уголок общения с природой»

Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

• Режиссерские игры;

• Наборы семейств домашних и диких животных;

• Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т.п.);

• Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т.п.);

• Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т.п.).

7. «Театрально-музыкальный уголок»

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

• Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма );

• Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

• Музыкально-дидактические игры, инструменты;

• «Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

• Салон-ряжения «Модница».

8. «Уголок волшебных красок» 

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрица

тельных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

• Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

9. «Уголок библиотерапии»

Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.

10. «Уголок сюрпризов»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Подготовила Дорохина О.В.                                                                  

{lang: 'ru'}

www.psixologicheskoezerkalo.ru

Стенд обучающий Мое настроение

0

...

Сохранить сайт

  • Всё для ШКОЛЫ
    • Оборудование для УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
    • Внеурочная деятельность школьников
    • Школьная мебель и оборудование
    • Технические средства обучения
    • Стенды в школу
    • Спортивное оборудование и инвентарь
    • Школьная столовая
  • Всё для ДОУ
  • Мебель общего назначения
  • Уличное оборудование
  • Всё для обучения ПДД
  • Всё для библиотеки
  • Всё для школы искусств
  • Психолог, логопед, ОВЗ

novacia72.ru


Смотрите также