Смотровая яма в гараже своими руками размеры и чертежи


Как сделать своими руками смотровую яму в гараже: пошаговая инструкция, подбор размеров, чертежи и фото

Правиьное обустройство ямы в гараже – это уверенность автовладельца в том, что в случае несложной поломки при элементарных знаниях автослесарного дела, он сможет сэкономить на обращении в СТО.

А это сегодня, а в разгар очередного затянувшегося экономического кризиса, при наших разбитых дорогах, приводящих к поломкам, просто необходимое условие.

Но как сделать яму в гараже своими руками и возможно ли это, когда гараж уже построен? На все эти вопросы мы ответим далее в статье.

Содержание:

  • Смотровая яма в гараже своими руками: планирование
  • Строительство
  • Гидро- и теплоизоляция
  • Последние штрихи

Смотровая яма в гараже своими руками: планирование

Перед тем, как построить смотровую яму в гараже своими руками, давайте разберемся что это такое.

Смотровая яма – это рабочее пространство автомобилиста, которое должно быть максимально комфортным, позволяющим развернуться и встать в полный рост. Если эти условия не соблюдаются, починка даже крохотной проблемы превратится в кошмар, чего нельзя допускать.

Как правильно сделать яму в гараже? Первым делом мы должны измерить длину, ширину и глубину, для того чтобы узнать размеры смотровой ямы в гараже своими руками.

Параметр длины рассчитывается из расчета длины машины. Прибавьте к ней один метр, это будет оптимальное пространство, удобное для работы.

Второй параметр опять же напрямую зависит от габаритов транспортного средства. В среднем, это – 75 см, но профессионалы пользуются и другим способом измерения оптимальной ширины: нужно вымерить, на каком расстоянии друг от друга находятся передние колеса. От полученного значения отнимается 20 см, чтобы быть уверенным, что во время заезда на яму, авто не провалится.

ВАЖНО: Перед тем, как делать яму в гараже, учтите, что ее ширина должна быть немного меньше ширины вашего транспортного средства, иначе машина попросту провалится.

И, наконец, последний параметр – глубина. Она исчисляется из расчета роста автомобилиста, к которому прибавляется 20 см. Полученные параметры нужно увеличить на 30 см, которые составят гидро- и теплоизоляция. После расчета можно составить чертеж ямы в гараже.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры — фото ниже:

Строительство

Получив нужные габариты, приступаем к строительству смотровой ямы в гараже своими руками. Конечно, сооружать смотровую яму, когда еще гараж не построен гораздо проще, здесь нужно выполнить эту работу до того момента, как полы будут залиты бетоном, но даже, когда вы задумались над тем, как сделать гараж с ямой своими руками, то этот вопрос вполне решаем.

Строительные работы заключаются в следующем:

  1. Подготовка котлована. Размечаем земельный участок согласно полученным габаритам. Перед тем, как выкопать яму в гараже, запасаемся лопатами и уровнем. Яма должна быть нужной глубины и с ровным дном.
  2. СПРАВКА: Как сделать смотровую яму в гараже, когда он уже построен? Размечаем пол, а, затем, по разметке, при помощи элетроинструмента прорезаем стяжку, после чего уже проводятся копательные работы.

  3. Формировка ровных стен. Также необходимо тщательным образом утрамбовывать днище котлована.
  4. Обустройство смотровой ямы в гараже: пола, стен и ниш.

Строим яму в гараже своими руками пошагово:

На грунт укладываем подушку из щебня, поверх которого, примерно на 5 см. насыпаем песок, утрамбовываем.

Следующий слой в этом «пироге» — это 30 см. глины. На глину уже кладется армированная сетка, которая становится костякомнашей конструкции, крепким, надежным, долговечным.

Сетка заливается бетоном. Делаем замес песка с цементом, в соотношении три к одному и заливаем толщиной в 7 см.

Ждем, когда бетон застынет и только после этого, обрабатываем пол раствором битумной мастики. Кладем рубероид и проклеиваем места стыков битумом, обязательно, горячим.

На рубероид укладывается пенопласт, а затем вся конструкция щедро заливается бетоном, примерно на 15 см. И опять ждем, пока бетон засохнет.

После того, как бетон высохнет, можно приступать к оформлению стен и ниш:

  1. Стены промазываются глиной, затем укладывается полиэтилен, который хорошо крепится к жирным сортам глины.
  2. На пленку накладывается слой рубероида и опять, как и в случае с полом, стыки проходим битумом.
  3. Повторяем технологию создания пола, и крепим слой пенопласта на стены, воспользовавшись любым строительным клеем.
  4. Самая сложная часть работы – возведение опалубки. Опалубка делается из фанеры, если вы хотите получить более долговечную конструкцию, то из досок, на расстоянии в 7 см. от стен.
  5. По периметру стены проводим армирование и заливаем бетонным раствором.

Заливать бетон нужно слоями, здесь нужно руководствоваться правилом, тише едешь, дальше будешь. Залить яму в гараже нужно в течении нескольких дней, каждый день – на 20 см. в высоту.

Когда бетон застынет, и вы останетесь довольны полученным результатом, убирайте опалубку, она теперь нам не нужна. Ну, а мы приступаем к следующему этапу, созданию ниш.

Как и при строительстве пола, и стен, при устройстве ниш, мы пользуемся арматурой и глиной. Вот только здесь нам уже не нужен бетон, будет смотровая яма в гараже своими руками из кирпича, которым облицовываются ниши. Если не нравится этот вариант и Вас интересует еще чем выложить смотровую яму в гараже, то воспользуйтесь керамической плиткой, это будет эффектнее.

Посмотрите, как сделать смотровую яму в гараже своими руками — фото:

Гидро- и теплоизоляция

Перед тем, как делать яму в гараже, нужно позаботиться также о гидроизоляции, ведь влажность недопустима в смотровой яме, где, мало того, что нужно работать в комфортных условиях, но и важно соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами автомобиля.

Подробнее о том, как сделать гидроизоляцию смотровой ямы, читайте здесь.

На сегодняшний день мы можем выбирать из широкого ассортимента материалов:

Полимерный. Это — материал, обладающий сложной синтетической структурой и превосходными гидроизоляционными свойствами. Разделяются две разновидности: многослойные и однослойные, первые обладают лучшими качествами и могут прослужить значительно дольше, до пятидесяти лет, вторые – дешевле. Полимерную гидроизоляцию укладывают на арматуру с ячейками размера 10х10.

Каркас обязательно покрываем геотекстилем. Полимерные пластины, если они с самоклеющейся основой, устанавливаются на 30 см внахлест, если мемтраны не самоклейки, то нахлест делается на 10 см. В обязательном порядке стыки между полимерными пластинами обрабатываются специальным клеящим составом.

Битумный. Этот вариант гидроизоляции представлен несколькими видами: рубемаст, еврорубероид и рубероид, каждый интересен по своему, каждый имеет свои плюсы и минусы.

Установка битумной изоляции, пожалуй, самая простая, кроме того, этот материал относится к разряду экономичных, правда срок службы у него значительно ниже, всего 10 лет, если работа проведена качественно, годность увеличивается до 15 лет, но не более того.

Битумную изоляцию накладывают двойным слоем.

Сухие смеси. Это один из современных способов изоляции. Он эффективен, долговечен, позволяет ликвидировать даже микроскопические трещины в стенах и полу, что увеличивает срок службы смотровой ямы. Смеси, разбавленные водой в указанной на упаковке консистенции, наносятся на бетонный слой.

Если сухие смеси – это современный способ, который, однако, частенько применяется, как дополнительная изоляция, поддерживающая другую, полимерную или битумную, то смесь глины с нефтепродуктами – это самый старый способ изоляции. Он хорош тем, что прост в проведении работ и требует минимальных финансовых затрат.

Минус этого способа в том, что продукты нефтепереработки токсичны, и долго работать в яме, обработанной таким составом, специалисты не рекомендуют.

ВАЖНО: не забывайте всегда проклеивать стыки, будь то полимерный материал, битумный или какой-то другой. Не соблюдение этого условия может привести к разрушению всей конструкции и сведению на нет ваших трудов.

Теплоизоляция является не менее важным вопросом, ведь в нашей стране теплая погода устанавливается лишь на пять месяцев, тогда как остальное время – дожди, холода и трескучие морозы.

При устройстве смотровой ямы в гараже, в качестве долговечного, эффективного утеплителя может выступить материал полистирол. Положительными свойствами материала является минимальный процент водопоглощения, универсальность, превосходные теплоизоляционные характеристики. Минус – недолговечность, примерно 10 лет.

Последние штрихи

В качестве завершающих штрихов мы обозначим:

  • безопасность (железная решетка на яму);
  • ниши;
  • освещение;
  • вентиляция.

Безопасность подразумевает установку железной решетки на яму.

Смотровая яма в гараже — чем закрыть? Ни в коем случае нельзя, чтобы она была всегда открытой. Вы можете задуматься, забыться, не разглядеть… последствия такой невнимательности, обычно плачевны. Поэтому лучше закрывать решеткой на время отсутствия ремонта смотровой ямы в гараже.

Ниши в стене нужны для того, чтобы хранить в них инструменты, дабы не бегать каждый раз наверх за пассатижами или отверткой. Ниши служат и в качестве декора помещения, создавая непередаваемую словами атмосферу, располагающую к работе.

Для освещения необходимо провести проводку, установить в стене розетки. Можно, конечно, воспользоваться и переносной лампой, но это будет не столь удобно и эстетично.

Вентиляция – один из главных вопросов оформления смотровой ямы, потому что зачастую приходится использовать токсичные вещества, лаки, краски, дышать которыми в замкнутом помещении недопустимо. Поэтому уделите вопросу вентиляции значительную часть своего внимания.

Кроме того, вентиляция нужна для исключения возможности создания эффекта конденсата: повышенная влажность может привести к разрушению смотровой ямы и порче автомобиля, электро инструментов. Вентиляцию можно соорудить, выведя воздухоотвод от гаражного пола на 30 см. А для того, чтобы в вентиляционную трубу не попадал всякий мусор, она накрывается сеткой.

Теперь вы знаете, как сделать смотровую яму в гараже своими руками. Поверьте, это вовсе не так трудно, как кажется, глядя на столь объемную инструкцию. И, напоследок, нам остается пожелать вам только терпения и добра!

Как построить яму в гараже своими руками, смотрите видео:

ru-house.net

Расчет оптимального размера смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля: ширина и глубина, фото

В статье пойдет речь о смотровой яме в гараже. Она дает дополнительные возможности при выполнении ремонта. С её помощью можно производить лёгкий и средний ремонт автомобиля, слив/замену масла.

Для автовладельца, обладающего навыками ремонта, оборудовать гараж смотровой ямой будет весьма удачным решением.

Чтобы построить её правильно, следует учитывать рекомендации по характеристикам конструкции. Рекомендации, в первую очередь, касаются размеров, гидроизоляции и материалов. Соблюдая нормы и правила, вы получите удобную и безопасную площадку для выполнения ремонта.

Содержание:

  • Что такое смотровая яма?
  • Конструкция и постройка
  • Размер смотровой ямы в гараже      Гидроизоляция     Материалы и технология    

  • Заключение
  • Полезное видео

Что такое смотровая яма?

Смотровая яма повышает функциональные возможности гаража. Автовладелец может производить сложные виды ремонта, избегать лишнего похода в сервисный центр. Смотровая яма в гараже зачастую существенно экономит деньги и время. Обладая навыками, можно самостоятельно выполнить одну из наиболее регулярных процедур — слить и заменить масло.

Возводить конструкцию можно самостоятельно, в процессе постройки гаража и когда гараж уже построен.

Нужна ли яма в гараже, помимо ремонта? Разумеется. Ее можно использовать как небольшой склад — складывать туда вещи, которые занимают лишнее место в гараже.

Если придерживаться предписаний и технологий, данная конструкция будет безопасна и комфортна при использовании. Гараж со смотровой ямой значительно расширяет возможности автовладельца при выполнении самостоятельного ремонта.

Смотровая яма в гараже — фото:

Конструкция и постройка

Смотровую яму можно возводить на любом этапе строительства гаража. Но лучшим решением будет спланировать строительство «с нуля» и закладывать фундамент для гаража с ямой. Иначе придется приложить больше сил и потратить большее количество времени.

Если вы только приступаете к строительству гаража, то настоятельно рекомендуется для повышения гидроизоляции сразу же создавать дренажную систему. Трубы соединяются с коллектором. С помощью этого количество влажности и испарений удастся сильно снизить и минимизировать вред автомобилю.

О том, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, читайте здесь.

Чтобы узнать, какие есть требования к смотровым ямам в гараже, давайте разберем наиболее важные вопросы.

Размер смотровой ямы в гараже

Размер конструкции напрямую зависит от размеров автомобиля и водителя. Для расчетов необходимо узнать точную длину и ширину машины. Помимо этого, следует учитывать рост автовладельца.

Оптимальный размер смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля должен быть следующий: ширина около 80 сантиметров, глубина смотровой ямы в гараже должна быть на 10-20 сантиметров больше роста автовладельца. Это делается, чтобы обеспечить удобство при проведении ремонта — не приходилось сгибаться, без труда получалось дотягиваться до нужных частей автомобиля.

Длинна смотровой ямы должна быть приблизительно на метр больше длины вашей машины. Дополнительный метр нужны для создания лестницы, то есть входа/выхода.

Таким образом, размеры ямы в гараже для стандартного автомобиля:

  • длинна — 5 метров;
  • ширина — 80 сантиметров;
  • высота/глубина — 2 метра.

Схема смотровой ямы в гараже — ширина:

Гидроизоляция

В гараже смотровая яма нередко вызывает опасения у автовладельцев. Одним из них является влажность и ее потенциальный вред. В этом есть доля правды. Если яма под гаражом была плохо покрыта гидроизоляцией, влага может конденсироваться, образовывать испарения. В таком случае автомобиль подвергается опасности.

Постоянное нахождение над углублением, из которого поднимаются испарения, будет негативно влиять на металл. Процессы коррозии ускоряются, детали начинают ржаветь. Самым лучшим решением будет подобрать размеры гаража с ямой таким образом, чтобы было два места для вашей машины. Первое место — обычный грунт/пол гаража, второе — смотровая яма.

По необходимости автомобиль следует завозить на смотровую яму, производить ремонт. Остальное время машина стоит на грунте, и не может быть даже теоретически подвержена влиянию влажности. Но подобное не всегда удается осуществить. Гараж может быть попросту слишком мал для двух отдельных стоянок. В таком случае вопросом гидроизоляции придется заняться основательно.

Самое важное, что необходимо выяснить — на каком уровне залегают грунтовые воды. При высоких уровнях — 2.5 метра и меньше яму лучше не строить. Единственным возможным решением при таких уровнях грунтовых вод будет лежачая яма. Её глубина гораздо меньше, следовательно, влажность/испарения станут меньшей проблемой.

Помимо отделки специальными материалами для обеспечения гидроизоляции, следует дополнительно использовать щит, которым закрывают яму, чтобы влажность не распространялась по помещению, и тем самым не наносила вред автомобилю.

Щит из дерева должен быть толщиной 30-50 миллиметров. Относительная тонкость объясняется тем, что щит не нагружается массой автомобиля. Его основная функция — защита помещения от влажности.

Еще одной полезной процедурой станет периодическое осушение гаража. Яму осушать лучше всего летом — для этого нужно ее открыть, если вы уехали на сутки или дольше.

Подробнее о гидроизоляции смотровой ямы читайте в статье — здесь.

Яму в гараже из кирпича и бетона, при желании можно отштукатурить или даже выложить плиткой. Перед этим стены покрывают глиной и застилают полиэтиленом. После покрытия монтируют опалубку, её толщина составляет 15 сантиметров.

Для гидроизоляции лучше брать качественный материал, так как конструкция подвергается постоянному воздействию влажности. Одним из стандартных решений является полимерная мембрана. Для однослойной мембраны толщина составляет 1.5-2 миллиметра, для двухслойной — около трёх миллиметров. Полимерные мембраны — это долговечный и стойкий материал, но достаточно дорогой.

Более дешевым вариантом является использование битумных материалов (рубероид, битумная смазка). Их срок службы не превышает двадцати лет, после этого гидроизоляция придет в негодность. Склеивать куски изоляции можно нагревом или же битумным растворителем.

Помимо гидроизоляции, можно использовать теплоизоляцию. Теплоизоляционный материал следует наклеивать на бетон/кирпич конструкции. Распространенным решением является пенополистирол.

При постройке необходимо позаботиться о страховой рейке. Страховая рейка блокирует попадание колес автомобиля в смотровую яму. Второй плюс — вода с колес собирается в углублении, и не попадает вниз. Выполнить рейку необходимо в виде буквы T, используя металл. Она должна быть выполнена прочно, выдерживать вес автомобиля.

Для создания удобства работы вы можете также встроить полки и выступы в стенах конструкции. В них можно складывать инструмент и прочие необходимые вещи.

Как видите, смотровая яма избавит вас от лишних походов в сервисный центр. Главным условием является постройка с соблюдением норм и правил. Конструкцию можно возвести своими силами, даже если гараж уже построен. Особое внимание нужно уделять гидроизоляции и размерам.

Если грунтовые воды залегают слишком высоко (2.5 метра и выше), то строить яму не рекомендуется. Влажность будет слишком велика, и испарения, скорее всего, навредят автомобилю. Как обойтись без ямы в гараже? Возможным решением будет создание лежачей ямы. Тогда грунтовые воды не смогут вызывать коррозию металла.

Полезное видео

Смотрите видео о смотровой яме в гараже:

ru-house.net

Смотровая яма в гараже своими руками. Сделать смотровую яму в гараже своими руками. Как самостоятельно обустроить в гараже яму для осмотра автомобиля.

Каждый автолюбитель рано или поздно сталкивался с вопросом ремонта своего «железного коня». В случае серьёзных повреждений, автомобиль приходится отгонять на станцию техобслуживания. В случае мелкой поломки, всё можно сделать самому. Но в этом случае придется изрядно попотеть, чтобы найти место, где вы сможете добраться до всех труднодоступных частей вашего авто. В решении этого вопроса поможет собственная смотровая яма, позволяющая провести все ремонтные работы своими руками, не потратив при этом ни копейки на аренду пандуса. К тому же, сделав всё самостоятельно, вы сэкономите на дорогих строительных бригадах. 

Краткая характеристика гаражных смотровых ям

Прежде чем приступать к непосредственному строительству гаражной ямы, предлагаем обратить внимание на все главные особенности этого объекта. Рассмотрите все преимущества и недостатки смотровых ям. Выделите для себя цель, которой будет вам служить это вспомогательное помещение. Любой этап строительства монолитных конструкций предусматривает ту или иную технологию работ. От того, насколько точно всё будет сделано, зависит срок эксплуатации гаражной ямы.

Предназначение смотровых ям

Иногда во время движения случаются казусы разного рода. Проезжая по неровной грунтовой дороге, вы можете услышать неприятный звук, а ещё хуже — почувствовать удар. Габариты автомобиля не всегда позволяют получить доступ к его днищу. К тому же, вы не станете после каждого подозрения ехать к знакомому автослесарю, а лучше осмотрите всё сами. В случае, если ваш автомобиль имеет низкую посадку, то доступ к открытым деталям ограничен. Если на установку домкрата попросту нет времени, то вам поможет смотровая яма.

Смотровая гаражная яма призвана помочь автовладельцу в решении следующих проблем:

  • получить доступ к повреждённым частям кузова;
  • демонтировать или установить детали (глушитель, коробку передач, карданный вал, двигатель, топливный бак, защита картера и др);
  • заменить расходные материалы (слить масло, поменять топливный и воздушный фильтра и др);
  • провести антикоррозийные работы днища автомобиля;
  • увеличить доступ к механизмам и деталям, в случае проведения совместных ремонтных работ.

Как видим, использовать гаражную яму можно по-разному. Важной особенностью этого помещения является – удобство. Если вы решили обустроить гараж смотровой ямой, то любой мелкий ремонт вам не страшен. К тому же все работы пройдут гораздо быстрее, поскольку вам не потребуется прибегать к использованию дополнительных механизмов, позволяющих получить доступ к днищу вашего авто.

Достоинства смотровых ям

Помимо своего полезного предназначения, смотровые ямы обладают рядом преимуществ, позволяющих автомобилистам сэкономить на вызове автослесаря.

К достоинствам гаражных ям можно отнести следующие:

  1. Яма облегчает самостоятельный ремонт автомобиля, поскольку увеличивает доступ к деталям, находящихся в «сложных» местах.
  2. Построив яму буквой «Г», вы сможете выделить небольшое полезное пространство. В нём можно обустроить склад инструмента и расходных материалов, или использовать в качестве погреба для домашних закруток.
  3. Поскольку помещение расположено ниже уровня грунта, то температура в нём круглый год практически не меняется. Это облегчает работу в жаркий период.
  4. Гараж, содержащий смотровую яму, существенно увеличивает стоимость строения, тем самым окупая все строительные мероприятия, на случай, если вы решили его продать.
  5. При умелом использовании и расположении в гараже можно обустроить собственное СТО. Если он находится на участке вблизи дома, то поможет существенно сэкономить. В этом случае, вы не потратите денег на проезд до работы, а за аренду помещения не заплатите ни копейки.

Оборудовав собственное парковочное место смотровой ямой, вы не только сэкономите на ремонтных работах, за которые придется платить другим лицам, но и освободите небольшое пространство, которого всегда так не хватает в гараже.

Размер смотровой ямы

Перед тем как приступать к строительным работам, обустройство ямы в гараже начинают с задания её размеров. Зачастую бывает так, что гараж превращается по большей части в склад ненужных вещей, которые настолько перекрывают всё полезное пространство, что для автомобиля остаётся совсем немного места.

Чтобы правильно спланировать размеры будущей ямы, советуем обратить внимание на следующее параметры:

  • размер котлована (учтите эту величину, которая должна быть на 300-350 мм больше ширины готовой ямы);
  • глубина ямы (этот показатель варьируется в зависимости от высоты хозяина гаража. Но лучше взять эту величину с запасом в 10-20 см. Главное — чтобы, стоя на полу ямы, вы могли свободно добраться до любой детали, расположенной в нижней части автомобиля. В случае чего, высоту можно компенсировать, установив на полу небольшие деревянные полы);
  • ширина ямы (должна быть на 20 см меньше расстояния между внутренними частями скатов вашего автомобиля. Это требование безопасности, которое уменьшает возможность наезда колеса непосредственно в яму);
  • длина ямы (для расчёта этого параметра достаточно прибавить к длине автомобиля минимум 1 м. Но учтите, что гараж не всегда позволяет обустроить вам яму желаемой длины. К тому же, форма базы автомобиля может перекрывать доступ к яме. В любом случае, она должна быть такой длины, чтобы вы могли спуститься в неё, при стоящей в гараже машине. Учтите этот параметр, если планируете обустраивать сразу два парковочных места);
  • близость грунтовых вод (лучше сразу узнать об этом, чем получить впоследствии неприятный сюрприз в виде затопленной ямы. В случае их близкого расположения, размеры придётся изменить, а иногда – вовсе отказаться от этой затеи).

Рассчитывая длину ямы, учтите размер трапа, по которому вы будете спускаться. Находясь внутри, ширина не должна ограничивать ваши движения, а голова – задевать днище автомобиля. Обратите также внимание на размер котлована, который может меняться в зависимости от материала стен. Обустраивая котлован, учтите что он должен быть увеличен в зависимости от материала стеновой поверхности.

Рассмотрим эти показатели для разных видов строительных материалов, а именно:

  • бетонная стена (ширина котлована увеличивается на 12-15 см в каждую сторону);
  • стена из газосиликатных блоков (котлован увеличивается на 20 см).

Помимо этого, учтите дренаж и слой гидроизоляции. В этом случае ширина котлована увеличивается ещё на 15-17 см. Удобно также обустроить в стенах смотровой ямы небольшие ниши. Проводя ремонтные работы, вам будет удобно положить туда инструмент. Если уровень дренажных вод будет выше чем 2,5 м, то придется дополнительно устанавливать дренажную систему, которая будет отводить лишнюю воду в канализацию. На предварительном чертеже обязательно отметьте все дополнительные детали, которые вы хотели бы увидеть в вашей яме, тогда вы получите отличный результат.

Смотровая яма в гараже своими руками. Подготовительные работы

Начиная строительство ямы в гараже, необходимо основательно подготовиться. Этот процесс достаточно тонкий, к тому же требует соблюдения правильной последовательности действий. Чтобы облегчить все работы, лучше сразу обзавестись всем необходимым, тогда результат станет вам на радость.

Инструменты и материалы

Практически любой вид строительных работ требует дополнительной помощи. Чтобы облегчить весь процесс, советуем сразу обзавестись помощником, с которым дело пойдёт в два раза быстрее. Правильный выбор стройматериалов и вспомогательного инструмента – залог качественного результата.

Чтобы построить смотровую яму, советуем воспользоваться следующим набором инструментов:

  • бетономешалка, отбойный молоток, перфоратор, болгарка;
  • сварочный аппарат, шуруповёрт, бетонный вибратор, трамбовка;
  • плоскогубцы, вязальный крючок, молоток, набор ключей, строительный нож;
  • лопаты, металлические вёдра, ванночка, шпатель, ковш, тёрка, полутёрок;
  • уровень, правило, рулетка.

Помимо вышеуказанных инструментов вам понадобятся следующие материалы:

  • песок, цемент, щебень;
  • брус 30х30 мм или 40х40 мм, доска дюймовка или влагостойкая фанера толщиной 10-15 мм, струганная доска 40-45 мм;
  • арматура 10-12 мм, катанка 6-8 мм, вязальная проволока 1,8-3 мм, металлический уголок 50х50 мм, профтруба 50 мм;
  • грунтовка, противоморозный пластификатор, гидроизоляционный материал (плёнка, рубероид или мастика), битумная лента, грунтовка по металлу;
  • макловица, кисть маховая, бита ph3, саморезы по дереву, гвозди, шпильки, буры, диски по дереву;
  • ПВХ трубы d=100 мм, коленья и соединители для вентиляционной системы;
  • кабель, гофрированная труба, клемники, олово, канифоль, элементы освещения, электроарматура;
  • штукатурка, плиточный клей, расшивка.

Если вы воспользуетесь нашим советом, и обзаведётесь всем необходимым, то значительно ускорите строительный процесс. Не лишним будет также позаботиться о дополнительной паре рук, поскольку некоторые монтажные процессы невозможно осуществить в одиночку.

Планирование котлована

В идеальном случае, яму лучше построить до начала монтажа стен гаража. Это делают в одно время с обустройством фундамента, предварительно всё распланировав. Строительство смотровой ямы в готовом помещении немного усложняет весь процесс, но и такой вариант возможен. Но мы всё равно советуем вам позаботиться обо всём заранее. Начиная строительство гаража с обустройства ямы, вы облегчите себе работу.

Для рытья котлована на открытой местности можно воспользоваться услугами строительной техники, такой как: трактор или гидромолот. В случае, если вы начали рыть яму в готовом сооружении, то всё придется делать собственноручно. К тому же, если гараж стоит на твёрдых породах, вам придётся длительное время высекать в скале яму необходимого размера. Иногда лучше перенести постройку на небольшое расстояние, чем мучатся над рытьём ямы в течение долгого времени.

Это потребует сильной физической силы, к тому же может быстро вывести из строя отбойный молоток, который и так стоит недёшево. Чтобы убрать несколько кубов почвы, вам придётся провести огромное количество ходок с вёдрами, в которых будет тяжёлый грунт. Планируя рытьё котлована, обязательно учтите наличие грунтовых вод. С этим вопросом лучше обратиться к местным геодезистам. В противном случае, ваше строение может попросту просесть или обрушиться.

Разметка смотровой ямы

Работа на этом этапе подразумевает разметку как внутри готового гаража, так и непосредственно перед началом его строительства. Начиная разметку смотровой ямы, обратите внимание на особенность таких работ для каждого случая. Обустраивая яму в построенном гараже, учтите, что её контур должен проходить не менее чем в 1 м от каждого из краёв строения. В таком случае, разметку проводят с помощью мела, которым наносят будущие размеры на пол гаража. Это поможет вам представить будущие габариты ямы.

В случае работ на улице, можно воспользоваться услугами тяжёлой строительной техники. Помимо этого, не исключены случаи, когда яму приходится рыть в затруднённом грунте, тогда вызова пневмомолота не избежать. Учтите также, что во время работ может пойти дождь, который зальёт вашу яму. Тогда вам придётся ждать, пока вода просочится в почву, а яма полностью высохнет. Чтобы разметить гаражную яму непосредственно на участке, поступают также, как при аналогичных работах с фундаментом. Достаточно иметь несколько металлических прутков, которые устанавливают по углам будущего котлована, после чего натягивают нить.

В любом случае, начиная работы такого рода, лучше посоветоваться с геодезистами. Уточните у них наличие близлежащих грунтовых почв. Поинтересуйтесь о свойствах грунта. Порой бывает так, что копать яму на некоторых участках не представляется возможным.

Смотровая яма своими руками. Пошаговая инструкция

Когда все подготовительные работы проведены, можно приступать к основному этапу строительства гаражной ямы. Советуем вам заранее поинтересоваться у специалистов о качестве и характере грунта. Не забудьте также обзавестись всем необходимым инструментом и материалом, чтобы не тормозить рабочий процесс. Стоит отметить, что помощь вам также не помешает, так что побеспокойтесь заранее о помощнике, а лучше — двух.

Обустройство котлована

После того как вы разметили котлован, можно приступать к рытью траншей. Этот процесс самый трудоёмкий и сложный, поскольку потребует сильной физической силы. В зависимости от размеров ямы, вам придётся вырыть и перетаскать от 6 до 12 кубов грунта. Если почва позволяет рыть котлован собственноручно, то можно сэкономить на вызове спецтехники. Но учтите, что в таком случае длительность землеройных работ увеличится в несколько раз.

Полезный совет: если копая котлован, вы обнаружили слой глины, то не торопитесь её выбрасывать в общую кучу. Лучше складировать её отдельно, она отлично подойдёт для заделки внешних пазух вокруг стен ямы.

Чтобы правильно обустроить котлован для будущей ямы, поступают следующим образом:

  1. Уплотните дно котлована с помощью ручной трамбовки.
  2. Засыпьте гравий по периметру котлована на слой не менее 10 см.
  3. Теперь подсыпьте песок. Слоя в 5 см будет достаточно.
  4. Утрамбуйте предыдущий слой, после чего снова подсыпьте гравий. Чем лучше будет утрамбован каждый слой, тем надёжнее будет основание гаража.
  5. Застелите котлован гидроизоляцией. Она должна полностью покрывать всю поверхность пола и стен. Если вы используете плотную полиэтиленовою плёнку (200 мкм), то учтите, что материал не должен лежать в натяжку.
  6. Теперь нужно смонтировать вентиляционную систему. Один канал закрепите на высоте 10-15 см от пола. Второй подведите к верхнему краю ямы на высоту 100-150 мм так, чтобы он располагался вблизи будущей стены.
  7. Из арматуры 6-8 мм и вязальной проволоки свяжите армопояс. Он должен покрывать всю поверхность дна котлована. Его располагают на высоте 5-7 см от дна. Для этого, можно уложить его на несколько кусков кирпича, они как раз имеют толщину в 6 см.
  8. Замешайте цементно-песчаный раствор с добавлением гравия в пропорции 2:2:1. Рекомендуем при каждом замесе добавлять в раствор специальный пластификатор. Он придаст пластичность массе, и отлично защитит бетон от трещин во время мороза.
  9. Залейте армирующую стяжку на высоту 10-12 см (с учётом высоты слоя «кирпич+решётка»). Лучше залить первый слой в 7-8 см и дать ему отвердеть. После этого можно заливать раствор на оставшуюся высоту.
  10. Дайте стяжке отвердеть. Для этого потребуется 2-4 дня, в зависимости от погодных условий.

Если вы планируете установить в яме вентиляционную систему, то лучше сразу об этом позаботиться. В случае, когда она будет проходить под фундаментом, а затем выводится через стену, необходимо вырыть отдельную траншею для труб. Подробнее об обустройстве вентиляции можно прочитать в следующем пункте.

Обустройство вентиляции

Со временем в яме появится неприятный затхлый запах. К сожалению этого не избежать, как бы вы не старались. Тем более на дне ямы всегда будут пятна от масла, топлива и других жидкостей, которые при испарении выделяют вредные вещества. Вентиляцию лучше сделать, если вблизи гаража протекают грунтовые воды, повышающие влажность смотровой ямы.

В любом случае, работы по прокладке вентиляционных труб необходимо проводить перед началом возведения стен и заливки бетоном. Можно сделать как автономный вариант, так и совмещённый с общей вентиляцией гаража. Трубы можно расположить в опалубке, или вмуровать в стену.

Расположение труб обусловлено размерами и формой гаража. Для вентиляции отлично подойдёт труба диаметром 100 мм. Но важно знать, что приточная труба должна быть поднята примерно на 0,5 м над землёй, после чего закрыться решёткой, чтобы избежать попадания крупных предметов. Вытяжную трубу поднимают на 2-2,5 м, и впоследствии монтируют «грибок», защищающий вентиляцию от попадания влаги и мусора. Для проверки эффективности системы, поднесите зажжённую свечу к приточному отверстию. Если пламя начало засасывать, или оно вовсе потухло, то вы сделали всё верно.

Обустройство освещения

Чтобы нахождение внутри ямы было комфортным, лучше сразу позаботиться о её освещении. Некоторым достаточно налобного фонарика или другого осветительного прибора, но мы бы советовали сделать стационарную систему освещения. Электромонтаж – дело тонкое, поскольку требует определённых навыков и знаний. Если вы никогда не работали с электричеством, то лучше доверить этот вопрос специалисту.

Чтобы проконтролировать правильность выполнения электромонтажных работ в смотровой яме, используйте следующие показатели:

  • использование напряжения в 220 В неприемлемо для обустройства ям. В таком случае применяют напряжение в 36 В;
  • вся электроарматура должна располагаться вне ямы;
  • кабель должен прокладываться в специальном металлическом рукаве гофрированного типа;
  • в качестве осветительных элементов лучше использовать низковольтные лампы (12 V или 36 V). Установка такого рода производится в паре с автоматом необходимого номинала, который должен быть расположен в отдельном щитке;
  • осветительные приборы лучше утопить в стене, тогда они не будут мешать рабочему процессу;
  • используйте влагозащищённый вариант розеток и выключателей.

Также можно воспользоваться некоторой хитростью. Расположив элементы освещения равномерно, вы добьётесь более яркого освещения. К тому же, в качестве отделочного материала можно использовать кафельную плитку светлого оттенка, она отлично отражает свет, делая яму ещё ярче. Неплохо использовать лампы дневного света, позволяющие выявить поломку быстрее и точнее.

Чтобы лучше разобраться в вопросе обустройства гаража смотровой ямой, советуем посмотреть следующее видео, которое поможет сделать всё самостоятельно:

Смотровая яма для гаража из бетона своими руками

Вот мы и подошли к последнему вопросу, связанному с обустройством гаражной ямы. Если работы на предварительном этапе вы выполнили верно: пол не потрескался, гидроизоляция проведена верно, вентиляция функционирует, проводка разведена и защищена, то можно приступать к возведению стен ямы. В качестве материала можно использовать как бетон, так и штучный материал. Мы бы советовали обустраивать яму с помощью бетона, поскольку он надёжнее и долговечнее.

Чтобы построить смотровую яму на завершающем этапе, необходимо провести следующие действия:

  1. Уберите гидроизоляцию со стен котлована. Отогните выпирающие края и сложите на дно ямы.
  2. По периметру котлована соорудите внешнюю часть опалубки. В качестве материала используйте брус и доску «дюймовку». Для щитов также подойдёт фанера или ОСП-плиты 12-15 мм.
  3. Чтобы раствор не вытекал сквозь щели опалубки, покройте её плёнкой. Используйте степлер.
  4. Соорудите решётку из арматуры с внутренней стороны внешней опалубки. Для этого используют прут 10-12 мм и катанку 7-8 мм. Для такой решётки достаточно размера ячейки 15х15 см. Заармируйте таким образом периметр ямы.
  5. Верните гидроизоляционный материал в исходное положение, чтобы он закрывал площадь будущей монолитной конструкции.
  6. Начинайте устанавливать внутреннюю часть опалубки. Соблюдайте параллельность стенок. Чтобы защитить опалубку от деформации, можно внутри будущей ямы установить распорки.
  7. Заливайте последовательно бетон слоями в 60-70 см. Перед укладкой следующего слоя, дайте отвердеть предыдущему.
  8. Теперь можно аккуратно снять опалубку. Делают это не ранее, чем через 10-14 дней после заливки. Дайте коробке окончательно отвердеть и осесть. Обустраивая в стенах ниши, обходите эти участки армированной решёткой. Дополнительно их можно усилить металлическим углом.
  9. Внешнюю часть короба обработайте специальной гидрофобной пропиткой. Также можно нанести на поверхность жидкий битум.
  10. По периметру ямы в верхней части смонтируйте металлические уголки. Для этого просверлите в бетоне и металле одинаковые отверстия, после чего зафиксируйте всё с помощью гаек и шайб. Можно также использовать плоскую или круглую профтрубу. Не забывайте про обработку металла специальными антикоррозийными средствами.
  11. Возможен вариант, когда колесоотбойник устанавливают по-другому. Для этого в сырой раствор по периметру ямы вставляют вертикальные куски арматуры 100-150 мм. Впоследствии к ним приваривают профтрубу.
  12. Чтобы обустроить кессон ямы, используйте гидроизоляцию. Можно также обработать дно и стены готовой мастикой, но учтите, что она существенно дороже сухой смеси.

Если вы смонтировали по периметру металлический уголок, то его можно использовать в качестве шаблона для крышки ямы. Изготовив деревянный щит, его можно поместить на металлическое основание, тем самым обезопасив автомобиль от случайного заезда в яму. В случае укладки профтрубы по периметру смотровой ямы, вы получите отличный колесоотбойник.

Теперь, когда наша смотровая яма готова, можно приступать к финишной отделке поверхности. Мы советуем обустроить яму с помощью кафеля. Обязательно прогрунтуйте поверхность перед укладкой плитки. Не забудьте также тщательно расшить швы, тогда смотровая яма прослужит вам не один десяток лет.

Смотровая яма в гараже своими руками, фото   

gid-str.ru

Оптимальные размеры смотровой ямы в гараже. Этапы строительства.

Любовь к автомобилям у мужчин в крови. Каким бы ни было его материальное положение, заглянуть вечерком под капот дело чести. Замену масла, свечей и прочий мелкий ремонт можно выполнить самостоятельно, не обращаясь за помощью в сервисный центр. Для решения более серьёзных проблем нужна смотровая яма. Построить её не составит труда, важно лишь правильно организовать процесс и рассчитать размеры.

Неприятный момент, который можно предотвратить

Помимо очевидных преимуществ, перечислять которые нет смысла, смотровая яма может нанести вред вашему авто. В низине влажность чрезмерно повышена, и если машина постоянно стоит над неприкрытой ямой, то это может стать причиной коррозии днища. Проблема высокой влажности и образования конденсата встречается повсеместно, и это никак не зависит от размера смотровой ямы в гараже.

Решить эту проблему можно с помощью качественной гидроизоляции, о которой необходимо позаботиться в процессе строительства. Первоначально необходимо выяснить уровень залегания грунтовых вод. Если он не превышает глубину 2,5 метра, то придётся обустраивать дренажную систему, которая будет отводить воду в специально предусмотренный колодец. При заливке стен обязательно добавляйте в бетон гидроизоляционный состав, который будет препятствовать образованию конденсата. Также можно изолировать наружную сторону стен гидроизоляционной мембраной, но это необходимо сделать на этапе монтаже опалубки.

чертеж смотровой ямы схема смотровой ямы с нишами

Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

Определяющим критерием при определении размеров смотровой ямы является автомобиль, а точнее его габариты. Но как быть в том случае, если вы часто меняете авто? Не переделывать же яму после каждой новой покупки? Конечно же нет, просто нужно сразу рассчитать оптимальную ширину. Она напрямую зависит от размера колёсной базы авто и величины самого хозяина. Ширина в 70-80 см максимально близка к универсальному значению. С глубиной дела обстоят ещё проще. Здесь всё зависит от роста хозяина, при этом, он должен без проблем дотягиваться до днища. Также стоит обратить внимание на комфортность положения, ведь если находясь в яме придётся вытягиваться или наоборот пригибаться, то продуктивной работы не получится. Чтобы было легче считать, прибавьте к своему росту 10-15 см, и вы получите оптимальную глубину. Данные размеры смотровой ямы в гараже являются базовыми, но в них можно вносить небольшие изменения.

план смотровой ямы с нишами для инструмента котлован под яму

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Что лучше выбрать для пола в гараже.

Строительство смотровой ямы

Процесс строительства смотровой ямы не растянется на длительный срок, но окажется весьма трудоёмким. В первую очередь это касается земляных работ, то есть рытья котлована. Он рассчитывается с учётом глубины самой ямы, толщины пола, стен и гидроизоляции. К ширине придётся добавить ещё 50 см, которые уйдут на стены.

гидроизоляция, опалубка и армирование заливка бетона с вибрированием

Теперь, когда котлован вырыт, приступаем к полу. На дно необходимо насыпать 10 см слой щебня и хорошо утрамбовать. Поверх него насыпаем вдвое меньший слой песка и также утрамбовываем. Этот «пирог» нужно застелить гидроизоляционной плёнкой, на которую затем положится армирующий каркас. Всё готово, можно смело заливать бетон. На этапе его приготовления нужно добавить специальное средство, которое придаст высохшему полу гидроизоляционное свойство. Раствор заливается в опалубку слоем 10 см, выравнивается, и оставляется до полного высыхания. Как правило, при благоприятных погодных условиях на это уходит порядка 3 дней.

После того, как пол окончательно высох, настал черёд стен. Для них также сооружается опалубка, укладывается гидроизоляционная мембрана и устанавливается армирующий каркас, который добавит стенам прочности. На данном этапе можно подогнать толщину стен под готовые размеры смотровой ямы в гараже.

По высохшим стенам проводится финишная обработка. Их можно оштукатурить, отделать плиткой или плитами из гипсоволокна. На края ямы устанавливается каркас, сваренный из металлических уголков, и закрепляется. В последствии он послужит опорой для досок или других панелей, закрывающих яму. Их можно накрыть плёнкой, что послужит дополнительной защитой от конденсата.

papamaster.su


Смотрите также